Научно-исследовательский отдел (медико-психологического сопровождения)
Электронная приёмная Начальника академии по вопросам нарушения законодательства по противодействию коррупции
План мероприятий
Скачать (.doc)

24 марта 2015

Межвузовская научная конференция по актуальным вопросам медицинской биологии и паразитологии, посвященная дню рождения академика Е.Н. Павловского

03 апреля 2015

Итоговая научная конференция ВНОС ФРМС

09-10 апреля 2015

Всероссийское учебно-научное совещание «Учение о тканях. Гистогенез и регенерация»

Все мероприятия

Главная   /   Научно-исследовательский отдел ...

Научно-исследовательский отдел (медико-психологического сопровождения)

Научно-исследовательский отдел (медико-психологического сопровождения) научно-исследовательского центра Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова, в состав которого входят:

1. Лаборатория (военно-профессиональной адаптации военнослужащих).

2. Лаборатория (медико-психологической коррекции и реабилитации).

3. Лаборатория (профессионального психического здоровья).

4. Лаборатория (военной психофармакологии).

5. Лаборатория (профессионально-психологической экспертизы).

1. Исторический ракурс:

В июне 1981 года в состав НИЛ-7 были введены два новых научно-исследовательских отдела: НИО (психофизиологического отбора) и НИО (социально-психологического отбора), а также научно-исследовательское отделение автоматизации средств профессионального отбора.

Актуальность исследований, НИЛ-7, их большое оборонное значение потребовали существенного расширения ее научно-практических разработок. В составе НИЛ-7 были дополнительно утверждены отдел военной психофармакологии, отдел психофизиологического отбора, отдел социально-психологического отбора, отдел разработки методов автоматизации профессионального отбора.

В 2001 году с образованием научно-исследовательского центра академии НИЛ-7 была преобразована в НИО (обитаемости и профессионального отбора) НИЦ академии. В составе НИО (обитаемости и профессионального отбора) находились НИЛ (психофизиологического отбора), НИЛ (социально-психологического отбора), НИЛ (военной психофармакологии).

В соответствии с директивой ГШ ВС РФ от 29.06.2011 г. в штате Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова были сокращены научно-исследовательские лаборатории психофизиологического отбора и социально-психологического отбора. С целью сохранения важного для военной медицины научного направления по разработке организационных и медико-психологических мероприятий, направленных на сохранение и повышение боеспособности частей и подразделений ВС РФ, с 1 апреля 2012 года в штат Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова был включен научно-исследовательский отдел (медико-психологического сопровождения) в составе научно-исследовательского центра (НИЦ) академии.

Руководители научных подразделений профессионального психологического отбора Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова:

ЦНИЛ-5, НИЛ-5, НИЛ-7

Кудрин Иван Диомидович,

полковник м/с, доктор медицинских наук профессор

1966 — 1985 гг.

НИЛ-7

Шостак Виктор Иванович,

полковник м/с, доктор медицинских наук профессор

1985 — 1987 гг.

Скорняков Валерий Владимирович,

полковник м/с, доктор медицинских наук профессор

1987 — 1993 гг.

Боченков Александр Анатольевич,

полковник м/с, доктор медицинских наук профессор

1993 – 2000 гг.

Чудаков Александр Юрьевич,

полковник м/с, доктор медицинских наук

2001 г.

НИО (обитаемости и профессионального отбора) НИЦ

Чермянин Сергей Викторович,

полковник м/с, доктор медицинских наук профессор

2002 — 2010 гг.

Ганапольский Вячеслав Павлович,

подполковник м/с, доктор медицинских наук

2010-2011 гг.

НИО (медико-психологического сопровождения) НИЦ

Юсупов Владислав Викторович,

подполковник м/с, доктор медицинских наук доцент

с 2012 г.

2. Основные направления научной работы:

1. Медицинский контроль состояния психического здоровья различных категорий военнослужащих:

- изучение психических расстройств у ветеранов локальных войн, вопросов медико-психологической реабилитации участников войн и локальных вооруженных конфликтов;

- научная разработка проблемы сохранения и укрепления профессионального психического здоровья военнослужащих, вопросов психогигиены и психопрофилактики в Вооруженных силах МО РФ;

- разработка, внедрение и оценка эффективности новых методов прогнозирования и профилактики аддиктивных расстройств, отклоняющегося поведения у военнослужащих.

2. Медико-психологическая коррекция и реабилитация военнослужащих в процессе выполнения профессиональной деятельности:

- разработка теоретических, методологических и организационных основ медико-психологической коррекции и реабилитации военнослужащих;

- разработка методов медико-психологического сопровождения военнослужащих в процессе профессиональной деятельности;

- разработка автоматизированных систем психофизиологической коррекции и медико-психологической реабилитации военнослужащих в процессе военно-профессиональной деятельности.

3. Применение психофармакологических препаратов в процессе деятельности военнослужащих в экстремальных условиях боевой подготовки и боевых действий:

- разработка теоретических и методологических основ применения психофармакологических препаратов при деятельности военнослужащих в экстремальных условиях боевой подготовки и в процессе боевых действий;

- отбор и испытание наиболее перспективных лекарственных средств в условиях профессиональной деятельности военнослужащих;

- разработка показаний к применению и дозировок психофармакологических средств в зависимости от психического и физического состояния военнослужащих, условий, характера и напряженности их профессиональной деятельности.

4. Медико-психологическое сопровождение военнослужащих на основе учета закономерностей военно-профессиональной адаптации:

- разработка теоретических и методологических основ профессиональной адаптации военнослужащих;

- определение психологических направлений и методов повышения военно-профессиональной адаптации военнослужащих медицинской службы;

- разработка вопросов психофизиологии боевых дежурств и психологических закономерностей деятельности военнослужащих в особых условиях.

5. Повышение устойчивости адаптации военнослужащих к требованиям военно-профессиональной деятельности:

- разработка методов психофизиологического анализа профессиональной деятельности военнослужащих военно-медицинской службы, классификация профессий и специальностей по психофизиологическим критериям;

- разработка и внедрение профессионально-психологической экспертизы при проведении аттестации офицеров медицинской службы;

- участие в разработке организационно-штатной структуры подразделений, осуществляющих мероприятия профессионального отбора и рационального распределения личного состава офицеров медицинской службы на основе психофизиологических, психологических и социально-психологических характеристик человека.

3. Используемые передовые технологии:

- разработка и использование автоматизированных систем психофизиологической коррекции, рационального распределения и медико-психологического сопровождения военнослужащих в процессе военно-профессиональной деятельности (АРМ СПО «Отбор-В», «Психолог-В»).

- разработка и использование автоматизированных психодиагностических систем («Модуль-О», «Модуль-С», «Аддиктивная склонность», «Анкор», тестов оценки специальных способностей и знаний).

4. Основные результаты научной деятельности за период с 2010 по 2014 годы:

1. Константинов В.В. Методологические основы психологии: завтра экзамен. – СПб.: Питер, 2010. – 240 с.

2. Медико-психологическая коррекция специалистов «силовых» структур: методическое пособие / под ред. А.Б. Белевитин. – СПб.: Айсинг, 2010. – 268 с.

3. Юсупов В.В. Диагностика нервно-психической неустойчивости в клинической психологии / С.В. Чермянин, В.А. Корзунин, В.В. Юсупов: методическое пособие. – СПБ.: Изд – во Речь, 2010. – 190 с.

4. Основы суицидологии (для клинических психологов): учебное пособие. [Текст] / С.В. Чермянин, С.Л. Соловьева, В.А. Корзунин. – СПб.: АЙСИНГ, 2010. – 182 с.

5. Сысоев В.Н. Физиология военного труда: учебное пособие. [Текст] / В.Н. Сысоев, А.А. Мясников, В.В. Юсупов, В.А. Корзунин и др. – СПб.: Любавич, 2011. – 456 с.

6. Константинов В.В. Профессиональная деформация личности: учеб. Пособие / В.В. Константинов. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2012. – 160 с.

7. Юсупов В.В. Методические рекомендации по организации и проведению профессионально-психологического сопровождения курсантов в ходе образовательного процесса в военных образовательных учреждениях высшего профессионального образования министерства обороны Российской Федерации. [Текст] / В.В. Юсупов, В.В. Корзунин, С.В. Чермянин и др. – М.: МО РФ, Департамент образования Министерства обороны проведению Российской Федерации. – 2012. – 190 с.

8. Алексеев В.В. Общеобразовательные тесты достижений в практике профессионального психологического отбора кандидатов для обучения в Военно-медицинской академии: учебно-методическое пособие / В.В. Алексеев, В.Ф. Жернавков, В.В. Юсупов, В.А. Корзунин, И.И. Дорофеев и др. – СПб.: ВМедА, 2013. – 39 с.

9. Чермянин С.В. Травматический стресс. Этиология. Патогенез. Диагностика. Психотерапия: учебное пособие. [Текст] / С.В. Чермянин, С.Л. Соловьева, В.А. Корзунин, В.В. Юсупов и др. – СПб.: АЙСИНГ, 2014. –198 с.

10. Чермянин С.В. Психотренинговые занятия: методическое пособие. [Текст] / С.В. Чермянин, Н.В. Киселева, Д.В. Костин и др. – СПб.: ВМедА, 2014. – 112 с.

11. Болехан В.Н. История исследования проблем профессионального психологического отбора в Вооруженных Силах Российской Федерации: библиографический аннотированный сборник / В.Н. Болехан, А.Н Зубов, В.В. Юсупов, В.В. Константинов, В.А. Корзунин и др. – СПб.: ВМедА, 2014. – 140 с.

12. Корзунин В.А. Вопросы психофизиологии и профессионального психологического отбора военно-морских специалистов: учебно-методическое пособие / В.А. Корзунин, В.А. Юсупов, А.В. Чумаков. – СПб.: ВМедА, 2014. – 24 с.

Шифры и результаты реализации выполненных за последние пять лет в НИО (МПС) НИЦ академии научно-исследовательских работ:

НИР «Капрал» (2009).

Результаты реализованы в предложениях в проект методических рекомендаций по профессиональному психологическому отбору кандидатов для подготовки сержантов (старшин) по программам среднего профессионального образования, проводимых в военных комиссариатах, воинских частях и военно-учебных заведениях Минобороны России.

НИР «Коренник» (2010).

Результаты реализованы в предложениях в комплекс мероприятий медицинского и медико-психологического обеспечения учебно-боевой деятельности спецподразделений, обеспечивающих поддержание высокого уровня боеспособности личного состава и сохранение профессионального здоровья военнослужащих.

НИР «Коломыя» (2010).

Результаты реализованы в предложения и практических рекомендациях по проведению в стационарных условиях клинико-психологической коррекции состояния здоровья военнослужащих, занятых на работах с токсическими веществами, относящимися к химическому оружию.

НИР «Терскол-1» (2011) .

Результаты реализованы в медицинском обеспечении профессиональной деятельности военнослужащих, в учебном процессе курсантов и слушателей факультета подготовки врачей и руководящего состава академии, а также в гражданских учреждениях МЗ РФ.

НИР «Барышня» (2012).

Результаты реализованы в повышении эффективности обучения и военно-профессиональной адаптации курсантов-женщин.

НИР «Кодекс» (2012).

Результаты реализованы в методах и подходах, уменьшающих степень выраженности и снижение частоты психогенных нервно-психических расстройств у военнослужащих — участников боевых действий.

НИР «Контракт» (2013).

Результаты реализованы в повышении эффективности лечебно-диагностических мероприятий у военнослужащих с невротическими расстройствами, проходящими службу по контракту.

НИР «Технология-3» (2013).

Результаты реализованы в методическом пособии для преподавательского состава «Технология и частная методика преподавания учебной дисциплины для … (соответствующей категории обучаемых студентов)».

НИР «НПК-1» (2013).

Результаты реализованы в подходах и методах совершенствования организации и содержания военно-профессиональной подготовки научно-педагогических кадров ВМедА.

НИР «Студент» (2013).

Результаты реализованы в разработке перечня соответствия гражданских специальностей высшего профессионального образования военно-учетным специальностям военнослужащих.

НИР «Формула-1» (2013).

Результаты реализованы в рационализаторском предложении «Способ оценки психологического «профиля» личности на основе функции желательности и шкалы предпочтений Харрингтона».

НИР «Метафизика» (2013).

Результаты реализованы в библиографическом аннотированном сборнике «История исследования проблем профессионального психологического отбора в Вооруженных силах Российской Федерации».

НИР «Взаимодействие» (2014).

Результаты реализованы в проекте методических рекомендаций «Психологические основы обеспечения деятельности операторов расчетов в особых условиях».

НИР «Кора» (2014).

Результаты реализованы в проекте практических рекомендаций по сопровождению профессиональной деятельности у военнослужащих, занятых на работах по хранению и уничтожению химического оружия.

НИР «Психометрика» (2014).

Результаты реализованы в предложениях по систематизации, стандартизации и унификации современного методического аппарата профессионально-психологического отбора.

НИР «Кневень» (2014).

Результаты реализованы в рекомендациях по проведению профессионального психологического отбора военнослужащих, осуществляющих вооруженную охрану объектов по хранению и уничтожению химического оружия и его перевозок.

НИР «искатель» (2014).

Результаты реализованы в методических рекомендациях по тестированию военнослужащих в целях выявления правонарушений в сфере оборота сильнодействующих наркотических и психотропных средств. Разработана автоматизированная система для анализа аддиктивного поведения.

НИР «Психофизиолог» (2014).

Результаты реализованы в заключениях о психофизиологическом обследовании операторов и отчете, представленном Заказчику.

Разработаны:

1. Методические рекомендации по организации и проведению профессионально-психологического сопровождения курсантов в ходе образовательного процесса в военных образовательных учреждениях высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации (2009).

2. Анкета профессиографических исследований для воинских специальностей солдат, матросов, сержантов и старшин и гражданских специалистов с высшим профессиональным образованием (2009).

3. Инструкция по организации и проведению профессионально-психологического сопровождения курсантов-женщин Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова МО РФ.

4. Методические рекомендации по профессиональному психологическому отбору кандидатов для подготовки сержантов (старшин) по программам среднего профессионального образования, проводимых в военных комиссариатах, воинских частях и военно-учебных заведениях Минобороны России (2010).

5. Методические рекомендации по метаболическим активаторам, как средствам повышения работоспособности военнослужащих в условиях высокогорья (2011).

6. Методические рекомендации по организации и проведению профессионального психологического сопровождения курсантов-женщин в образовательном процессе Военно-медицинской академии (2012).

7. Методические указания по контролю и коррекции боевого стресса военнослужащих (2012).

8. Методические рекомендации по психологической диагностике невротических расстройств у военнослужащих, проходящих службу по контракту (2013).

10. Проект методических рекомендаций «Содержание и организация профессионального психофизиологического отбора военнослужащих, осуществляющих вооруженную охрану объектов по хранению и уничтожению химического оружия и его перевозок» (2014).

11. Проект методических рекомендаций «Психологические основы обеспечения деятельности военных операторов в особых условиях» (2014).

12. Проект методических рекомендаций «Психологические методы раннего выявления и коррекции пограничных психических расстройств у военнослужащих» (2014).

5. Участие в работе ассоциаций и центров:

№ п/п

ФИО

Диссертационные советы, общественные академии, профессиональные сообщества и т.п., с какого года

Уровень членства

Основная научная проблематика сообщества

1

2

3

4

5

1

Дорофеев И.И.

Совет факультета подготовки врачей для Военно-воздушных сил.

член совета

Подготовка врачей для ВВС Физиология летного труда

2

Корзунин В.А.

Диссертационный совет Д 215. 002.03 при ВМедА имени С.М.Кирова.

Диссертационный совет Д 212.199.12 при РГПУ им.А.И. Герцена.

Диссертационный совет ДСП 215.005.10 при ВМПИ ВУНЦ ВМФ Военно-морская академия

член совета

член совета

член совета

Психофизиология

Психофизиология

Военная педагогика и военная психология

3

Овчинников Б.В.

Диссертационный совет Д 212.232.22 при СПбГУ.

член совета

Психофизиология

4

Чермянин С.В.

Диссертационный совет Д 800.009.02 при АОУ ВПО ЛГУ имени А.С. Пушкина

Диссертационный совет ДС 205.001.02 при ФГБУ ВЦЭРМ им. А.М. Никифорова  МЧС России.

член совета

член совета

Педагогическая психология

Медицинская психология

5.

Юсупов В.В.

Общество психологов силовых структур

член общества

Военная психология

 

 

6. Кандидатские диссертации в период с 2001 года:

Год защиты

Соискатель

Тема диссертации

Научный руководитель

2001

Кузина Р.Х.

Психологические особенности профессиональной деятельности военнослужащих женщин

Маклаков А.Г.

2001

Снеткова М.В.

Сформированность и зрелость как характеристики мотивационной сферы личности

Якунин А.В.

2001

Владимирова И.М.

Особенности психологической адаптации лиц с различными свойствами темперамента к процессу обучения в военно-медицинском вузе

Овчинников Б.В.

2002

Авдиенко Г.Ю.

Особенности индивидуально-психологического и личностного развития подростков, обучающихся в военных общеобразовательных учебных заведениях в период социально-экономических преобразований

Маклаков А.Г.

2003

Комолов Н.В

Психофизиологическая оптимизация адаптации курсантов ВМедА в начальном периоде обучения

Сысоев В.Н.

2003

Чернякова (Франсон) С.С.

Адаптационные возможности старшей возрастной группы

Овчинников Б.В.

2004

Киселева Н.В.

Фоносемантический анализ текста в структуре мероприятий психологического сопровождения учебного процесса курсантов военно-учебных заведений и учебных центров

Чермянин С.В.

2005

Назаров Р.Н.

Коррекция психосоматических расстройств при комплексном лечении атопического дерматита

Чудаков А.Ю.

2005

Романовский Д. Ю.

Патофизиологическая оценка методов защиты миокарда при операциях коронарного шунтирования в условиях искусственного кровообращения

Чудаков А.Ю.

2005

Дорофеев И.И.

Состояние нервной системы у военнослужащих с признаками нервно-психической неустойчивости на начальном этапе военно-профессиональной адаптации

Чермянин С.В.

Бутко Д.Ю.

2006

Юсупов В.В.

Экспресс-оценка психического здоровья военнослужащих, склонных к аддиктивному поведению

Шамрей В.К.

Корзунин В.А.

2006

Кравченко Ю.В.

Особенности процесса адаптации подростков к условиям обучения в довузовских военных учебных заведениях

Маклаков А.Г.

2006

Лосев К.В.

Акмеолого-психологические детерминанты пригодности студентов высшего учебного заведения к военно-профессиональному обучению

Губин В.А.

2006

Церфус Д.Н.

Физиологическое обоснование направления коррекции функционального состояния курсантов военно-учебных заведений связи

Корзунин В.А.

2006

Никифоров Ю.П.

Физиологические критерии профессионального отбора курсантов учебных центров ГВМУ МО РФ

Чермянин С.В.

2007

Горнов С.В.

Спец. тема

Корзунин В.А.

2007

Анциферова Е.С.

Комплексная оценка физического развития кандидатов для обучения и воспитанников военных образователь-ных учреждений среднего общего образования

Корзунин В.А.

2007

Федосенко Е.В.

Особенности психологического сопро-вождения учащихся в учреждениях начального профессионального обра-зования

Чермянин С.В.

2007

Евдокимова И

Музыкальная психотерапия в комплексном лечении больных кардиологического профиля

Овчинников Б.В.

2009

Малинина Е.В.

Разработка содержания антинаркотического профилактического образования для вузов спортивной направленности

Калишевич С.Ю

2009

Соколиков О.Р.

Особенности структуры профессионально важных качеств курсантов военного командного вуза связи и рациональное распределение выпускников на первичные офицерские должности (ДСП)

Корзунин В.А.

2009

Казакова И.А.

Психологическая диагностика и коррекция эмоциональных нарушений при хроническом гастрите

Овчинников Б.В.

2010

Будко Д.Ю.

Динамика и особенности психологической адаптации курсантов военно-медицинского вуза в процессе обучения

Корзунин В.А.

2010

Вьюшкова С.С.

Особенности адаптации к условиям обучения в военных вузах курсантов с различными стилями интеллектуальной деятельности

Чермянин С.В.

2010

Иванов О.С.

Психофизиологические критерии профессионального отбора кандидатов в части постоянной готовности

Чермянин С.В.

2010

Цветков Ю.В.

Психофизиологические критерии профессионального психологического отбора кандидатов на должности воспитателей в военные училища и кадетские корпуса МО РФ

Ганапольский В.П.

2010

Ятманов А.Н.

Патогенетические детерминанты внутренней картины болезни у пациентов с эссенциальной гипертензией

Дергунов А.В.

2010

Комина Г.Н.

Психофизиологическая характеристика начальных проявлений артериальной гипертензии у пациентов молодого возраста 

Дергунов А.В.

2011

Артемьев Н.А.

Определение профессиональной пригодности военнослужащих операторского профиля деятельности на основе интегральной оценки функционального состояния сенсорных систем организма

Ганапольский В.П.

2012

Ершов Б.Б.

Продуктивность познавательной деятельности больных шизофренией и органическими психическими расстройствами

Овчинников Б.В.

2012

Лыков И.В.

Прогнозирование военно-профессиональной адаптации корабельных специалистов Северного Флота с различным уровнем психического здоровья

Юсупов В.В.

Чермянин С.В.

2013

Подвигина Д.Н.

Закономерности восприятия человеком коротких (до трех секунд) временных интервалов

Овчинников Б.В.

2014

Анненков О.А.

Психофизиологическое обоснование экспресс-оценки действия факторов полета по показателям статокинетической функции летчиков

Чермянин С.В.

6. Докторские диссертации в период с 2001 года:

Год защиты

Соискатель

Тема диссертации

Научный руководитель

2002

Корзунин В.А.

Закономерности динамики профессионально важных качеств военных врачей в процессе профессионализации

Шостак В.И.

Никифоров Г.С.

2013

Юсупов В.В.

Психофизиологическое сопровождение обучающихся в системе военного образования (ДСП)

Ганапольский В.П.

7. Контактная информация:

Начальник научно-исследовательского отдела (медико-психологического сопровождения) – доктор медицинских наук доцент Юсупов Владислав Викторович.

Контактные телефоны: 52-40; 53-50; 52-46; 495-72-40, 495-72-46.