История кафедры
Электронная приёмная Начальника академии по вопросам нарушения законодательства по противодействию коррупции Фильм об академии
План мероприятий
Скачать (.doc)

04 декабря 2015

Ежегодные физиологические чтения, посвященные 120-летию со дня рождения М.П. Бресткина

08-09 декабря 2015

Всероссийская научно-практическая конференция «Лабораторная диагностика в решении проблем современной клинической медицины», посвященная 125-летию кафедры клинической биохимии и лабораторной диагностики и 95-летию академика А.Н. Климова

10-11 декабря 2015

Научно-практическая конференция «Инфекционные болезни: достижения и перспективы»

Все мероприятия

Главная   /   История кафедры

Кафедра военной психофизиологии

История кафедры

Кафедра военной психофизиологии является продолжателем традиций, заложенных физиологической школой Ивана Михайловича Сеченова (1829-1905). Он, во-первых, рассматривал организм человека только в неразрывной связи с окружающей средой и настаивал на том, что «в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него» (1861). А во-вторых, определял «жизнь на всех ступенях её развития как приспособление организма к условиям существования» (1878). Отсюда непосредственно вытекают два основных положения психофизиологической концепции кафедры о биопсихосоциальной сущности человека и о профессиональном здоровье (Сысоев В.Н., 2000). И.М. Сеченов является у нас в стране основоположником экспериментальной психологии. В своей знаменитой работе «Попытка ввести физиологические основы в психические процессы» (по настоянию цензуры книга вышла под названием «Рефлексы головного мозга», 1863 г.) он последовательно развивает то направление в науке, которое имеет своей задачей исследование физиологических механизмов психической деятельности, т.е. психофизиологию.

Славу и всемирное признание физиологическая школа Академии обрела благодаря бесценному вкладу в исследование физиологических механизмов психической деятельности внесённому Иваном Петровичем Павловым (1849-1936). Целостный психофизиологический подход к человеку, заложенный И.М. Сеченовым и продолженный И.П. Павловым очень хорошо охарактеризовал сам Иван Петрович (1934): «Да я рад, что вместе с Иваном Михайловичем и полком моих дорогих сотрудников мы приобрели для могучей власти физиологического исследования вместо половинчатого весь нераздельно животный организм». Разработав учение об условных рефлексах, И.П. Павлов заложил прочный фундамент в научное понимание неврозов и психосоматических заболеваний, это признаётся профессорами психосоматических клиник Гейдельберга и Мюнхена, которые являются главными центрами развития психосоматики в Европе (W. Bräutigam, P. Christian, M. Rad, 1992). Преподавание диагностики и терапии психосоматических заболеваний и расстройств, которое ведётся на кафедре с 1999 года для врачей всех клинических специальностей факультета руководящего медицинского состава, следует теории условных рефлексов и учению о типах высшей нервной деятельности. Принцип работы известного во всём мире Цветового теста Люшера (Lüscher-color-test) базируется на условно-рефлекторной теории Павлова, последний ещё в 1927 году говорил об условно-рефлекторном влиянии красного цвета.

В 1923 году Павлов, развивая мысль Сеченова о жизни как приспособлении на всех ступенях, прогнозировал: «Только идя путём объективных исследований, мы постепенно дойдём до полного анализа того беспредельного приспособления во всём его объёме, которое составляет жизнь на земле». Эти слова И.П. Павлова являются предтечей «теории гуманной медицины» Т. Икскюля и В. Везиака (Th. Üxkull и W. Wesiak, 1988) понимаемой в рамках современной системной теории и которая описывает космос как иерархический порядок физических, биологических, психических и социальных уровней, причём на каждом все более высоком уровне появляются новые, «эмерджентные» (от англ. «внезапно-возникающие») свойства. Справедливо называют психофизиологию философией медицины, но не обоснованно считают её чисто теоретической наукой. Психофизиология для психосоматических больных является самой практичной из всех тех медицинских наук, которые занимаясь лечением отдельных органов, теряют из поля зрения человека в целом.

Тот факт, что в Советское время имело место упрощённое понимание теории нервизма Павлова, ни в коей мере не умаляет заслуги учёного. Как говорили древние, неправильное употребление не исключает правильного употребления.

Большой вклад в психофизиологию, в физиологию военного труда внёс ученик И.П. Павлова Леон Абгарович Орбели (1882-1958). Сотрудниками академии уже в 20-30 гг. XX столетия было проведено много специальных исследований, как в лабораториях, так и в полевых условиях. Изучались особенности работы артиллеристов, водолазов, лётчиков, парашютистов, связистов, танкистов, топографов и других специалистов. Результаты докладывались на всесоюзных съездах по психофизиологии труда, на секциях психофизиологии военного труда САНВО и ОСОАВИАХИМА ВМА, публиковались в сборниках «Психофизиология военного труда», журнале ВМА «Наша искра», «Военно-медицинском журнале», «Толмачевец» и других изданиях. В дальнейшем, специалисты-психофизиологи продолжали работу в созданных НИИ и НИО военно-медицинского профиля, а в ВМА — на кафедрах физиологии, физиологии военного труда, авиационной медицины, физиологии подводного плавания, НИЛ обитаемости и профессионального отбора. Значительный прогресс в 1960-80-е гг. был достигнут в разработке проблем психофизиологии как в Академии, так и в видах Вооружённых Сил: РВСН, ВВС, СВ и др.

С 1981 г. началась подготовка военных врачей по специальности «военная психофизиология» под руководством начальника кафедры нормальной физиологии профессора полковника медицинской службы Всеволода Ивановича Медведева. При этой кафедре был создан курс военной психофизиологии. Вначале подготовка специалистов осуществлялась только на I факультете, а начиная с 1986 г. и на VI факультете. На курсе военной психофизиологии преподавались физиология высшей нервной деятельности, основы общей, дифференциальной, медицинской, возрастной и инженерной психологии, эргономики, вопросы профессионального психофизиологического отбора и сопровождения, основы психофизиологической коррекции и реабилитации военнослужащих. Выпускники кафедры занимались организацией работы групп профессионального психологического отбора по военно-профессиональной ориентации молодёжи, проведением профессионального психологического отбора, психологическим сопровождением всех видов подготовки специалистов Вооружённых Сил.

В 1996 г. встал вопрос о развитии системы психофизиологического обеспечения в армии и на флоте, существовавшей в отдельных видах ВС (РВСН, ВВС и др.). В связи с этим резко возросла потребность во врачах-психофизиологах, что и обусловило необходимость создания самостоятельной кафедры.

Кафедра военной психофизиологии создана согласно Директивам Генерального штаба МО РФ от 31 марта 1997 г. № 314/8/0195 и от 19 июля 1997 г. № 314/8/1044 по приказу начальника ВМА от 1 сентября 1997 г. № 328. Заместителем начальника кафедры и временно исполняющим должность начальника кафедры был назначен полковник медицинской службы Владимир Николаевич Сысоев. Вместе с ним к организации и осуществлению учебного процесса на кафедре приступили доцент полковник медицинской службы Т.В. Гибадулин, старший преподаватель начальник учебной части В.С. Баландин, преподаватели полковник медицинской службы Г.И. Крамаренко и М.Н. Фёдорова. Были переработаны квалификационные требования к подготовке выпускников, разработаны новые учебные программы и тематические планы подготовки врачей-психофизиологов для системы медико-психологического (психофизиологического) обеспечения Вооружённых Сил России. В состав сотрудников кафедры влились опытные преподаватели профессор Виктор Иванович Шостак и профессор Иван Акимович Сапов, которые активно включились в учебно-методическую и научную работу кафедры.

Кафедра военной психофизиологии Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова стала центром подготовки врачей-психофизиологов не только для Вооруженных Сил, но и других министерств и ведомств. Она является одним из головных научно-исследовательских и научно-практических учреждений в России по проблемам психофизиологического обеспечения профессиональной деятельности человека.

Вернуться назад