Федеральное государственное казенное военное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
Военно-медицинская Академия имени С. М. Кирова Министерства обороны Российской Федерации
Министерство обороны Российской Федерации
Министерство обороны
Российской Федерации
Электронная приёмная Начальника академии по вопросам нарушения законодательства по противодействию коррупции
Электронная приёмная Начальника академии по вопросам нарушения законодательства по противодействию коррупции
Электронная академия
Электронная приемная
Академии
Библиотека Военно-медицинской академии
Библиотека
Военно-медицинской академии
имени С. М. Кирова МО РФ
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
апрель 2013
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30

Историческая справка об Академии

Официальным днем учреждения академии считается 18 (29) декабря 1798 г., когда императором Павлом I был подписан указ «об …устроении при главных госпиталях особого здания для врачебного училища и учебных театров». Предыстория этого события уходит в начало XVIII века, когда в ходе строительства Санкт-Петербурга Петр I принял участие в закладке в 1715 г. на Выборгской стороне Адмиралтейского госпиталя. Позже в 1717 г. рядом с ним был заложен и Сухопутный госпиталь. С 1773 г. при них были открыты учебные хирургические школы, которые в 1786 г. объединили в Главное врачебное училище, готовившее лекарей для армии и флота России. Инициатором рождения академии стал главный директор Медицинской коллегии барон А.И. Васильев, представивший императору специальный доклад, в котором убедительно обосновал необходимость создания Медико-хирургического училища, как центра подготовки квалифицированных медицинских кадров. Вскоре училище было переименованного в Медико-хирургическую академию, а в 1808 г. Александр I даёт ей право именоваться Императорской

Наряду с медицинским академия положила начало также высшему ветеринарному и фармацевтическому образованию. Она стала первым и главным в России научным, учебным и лечебным центром, где издаются первые русские оригинальные медицинские учебники и где стали готовить профессоров для медицинских факультетов российских университетов.

С 1808 по 1838 годы академией руководил выходец из Шотландии, выдающийся военный врач и организатор медицинского дела Я.В. Виллие. Всю свою жизнь он отдал становлению военной медицины в России, 50 лет был главным медицинским инспектором Русской армии.

С 1841 по 1856 в стенах академии трудился великий русский хирург Н.И.Пирогов, ознаменовавший собой целую эпоху в развитии медицинской науки, практики и образования. Он разработал научные основы военно-полевой хирургии, наметил пути решения многих организационных вопросов военной медицины, реформировал подготовку врачей в стране. Впервые в мире им был применен на поле боя эфирный наркоз, гипсовая повязка и привлечены к уходу за ранеными сестры милосердия.

В истории академии есть период, который не без гордости называют «золотым веком» и связывают его с именем П.А. Дубовицкого, назначенного на должность президента академии императором Александром II в 1857 г. За десять лет своей деятельности он осуществил программу переустройства академии, основным содержанием которого было развитие материальной базы, ремонт имевшихся и строительство новых зданий для кафедр и клиник, создание новых лечебных корпусов. Впервые в стране были созданы кафедры и клиники гинекологии, психиатрии, офтальмологии, оперативной хирургии, педиатрии, отоларингологии и другие. Им создан «Врачебный институт», ставший прообразом адъюнктуры. Учредив в 1872 г. «Особый медицинский курс для образования ученых акушерок», академия стала первой в России и ряде стран мира инициатором становления высшего женского образования в целом и женского медицинского образования в частности.

Он привлек к работе в академии известных ученых и педагогов, подготовил и воспитал плеяду молодых и талантливых ученых, составивших в дальнейшем ее славу и гордость. Основоположник отечественной физиологии И.М. Сеченов дал научное обоснование рефлексов головного мозга. Труды С.П.Боткина открыли новый этап в развитии клинической медицины. Им была создана крупнейшая терапевтическая школа, в том числе первая в России кафедра военно-полевой терапии, введены в практику лабораторные методы исследования. Он добился строительства бесплатной больницы для бедных, ныне названной его именем.

Академик И.П. Павлов стал одним из первых в мире лауреатов Нобелевской премии в области медицины. Своими классическими исследованиями в области физиологии пищеварения, кровообращения и высшей нервной деятельности он совершил переворот в физиологии. Его учение об условных рефлексах, двух сигнальных системах является великим вкладом в мировую науку.

В.М. Бехтерев, выдающийся психолог, невролог и психиатр, стал организатором психиатрической службы в России, основателем психотерапии.

Молодой хирург Н.С. Коротков обессмертил свое имя открытием метода измерения кровяного давления.

Выдающийся русский физик В.В.Петров, прямой продолжатель работ М.В. Ломоносова, первым в мире открыл закон превращения электрической энергии в световую.

Профессор Н.Н. Зинин стал основателем русской химической школы. В его лаборатории долгое время работал А. Нобель, впоследствии продолживший эксперименты своего учителя, которые реализовались в изобретение динамита. А. Нобель известен также как учредитель самой престижной научной премии, названной в честь него. Другим учеником Н.Н. Зинина был профессор А.П. Бородин, снискавший всеобщее уважение не только как блестящий лектор и ученый-химик, но и как автор известной оперы «Князь Игорь» и других музыкальных произведений. Впрочем, музыку он считал лишь хобби, отвлекающим его от серьезных занятий химией.

Царское правительство, недовольное духом свободомыслия и эмансипации в обществе после победы в Отечественной войне 1812 г. и особенно после поражения в Крымской войне 1853-1856 гг. принимает решение о большей военизации быта и учебного процесса и переименовании академии в Военно-медицинскую (1881 г.) В соответствии с новыми Положением об академии она была обязана готовить медицинских врачей и хирургов исключительно для нужд военного и морского ведомств. Из ее структуры исключались ветеринарное и фармацевтическое отделения.

В годы Русско-Турецкой войны 1877-1878 г.г. профессор С.П. Коломнин впервые в мире в полевых условиях применил переливание крови. Хирург Н.В. Склифосовский активно внедрял применение асептики и антисептики в полевых условиях. По итогам этой войны Н.И. Пирогов издает один из знаменитейших своих научных трудов – «Военно-врачебное дело и частная помощь на театре войны в Болгарии и в тылу действующей армии в 1877–1878 гг.», где формулирует основные положения как военно-полевой хирургии, так и организации медицинского обеспечения войск, которые впоследствии легли в основу современной военно-медицинской доктрины.

В войне с Японией 1904-1905 г.г. впервые в русской армии для диагностики по инициативе Н.А. Вельяминова стали применяться рентгеновские аппараты. Свой вклад в разработку новых методов хирургических вмешательств разработал главный хирург Маньчжурской армии Р.Р. Вреден.

Первая мировая война отличалась особой ожесточенностью, применением новых средств вооруженной борьбы, массовыми эпидемиями. В разработке проблем военной гигиены приняли участие профессора академии А.П. Доброславин, С.В. Шидловский, В.А. Левашов. Дальнейшему развитию военно-полевой хирургии способствовали работы В.А. Ратимова, Г.И. Турнера, В.А. Оппеля. В 1915 г. профессор В.А. Оппель предложил систему этапного лечения раненых.

После революции 1917 г. часть профессорско-преподавательского состава поддержала новую власть и продолжала работу в академии, среди них И.П. Павлов, В.Н. Тонков, возглавлявший академию с 1917 по 1925 годы, Г.В. Хлопин, В.А. Оппель, С.С. Гирголав, В.Н. Шевкуненко, С.П. Федоров. Они выезжали на фронты Гражданской войны, возглавляли медико-санитарные службы армий и фронтов, продолжали работать на кафедрах и в клиниках в самых трудных условиях разрухи и голода. На фронтах свирепствовали сыпной и брюшной тиф, холера.

С начала 20-х годов XX в. в академии начинает уделятся особое внимание преподаванию специальных военно-медицинских дисциплин. С 1923 г. начинают преподаваться организационно-тактические военно-санитарные дисциплины (П.И. Тимофеевский), военные дисциплины (А.А. Незнамов). В 1922 г. Н.А. Ивановым создаётся курс военной гигиены.

Продолжается активная лечебная работа: за 1917-1927 гг. выполнено около 46 тысяч операций, треть которых – высокой степени сложности. Не прекращался выпуск военных врачей: в 1917 г. академию окончили 164 врача. В 1920 г. при академии созданы специальные фельдшерские курсы, подготовившие свыше 1500 средних и младших медицинских специалистов. Только в 1920 г. учеными академии было опубликовано 210 научных работ, актуальных для страны и армии.

Выпускники и сотрудники Военно-медицинской академии, обладая серьезными профессиональными знаниями и высокими деловыми качествами, систематически привлекались Наркоматом обороны для выполнения специальных заданий, в том числе за рубежом. В числе добровольцев, боровшихся против фашизма в Испании в 1936—1939 гг., было немало преподавателей ВМА и ее выпускников. Обязанности главного советника медицинской службы республиканской армии в 1937—1938 гг, выполнял И.А.Клюсс (впоследствии стал видным военно-полевым хирургом и организатором военного здравоохранения). Медицинскому обеспечению республиканских ВВС содействовал в качестве советника А.Г. Ратгауз. Работали в Испании П.М.Журавлев, впоследствии заместитель начальника ГВСУ и И.С. Колесников (один из основоположников легочной хирургии, ставший впоследствии известным ученым, Героем социалистического труда, заслуженным деятелем науки, академиком). Академия оказывала помощь медицинской службе Монгольской народной армии. И.А.Клюсс и А.А. Калинкин являлись начальниками ВСУ этой армии.

Роль Военно-медицинской академии в медицинском обеспечении боевых действий па реке Халхин-Гол в 1939 г. была значительной. Кроме большого числа выпускников ВМА и Монголию и Забайкальский военный округ была направлена большая группа сотрудников и слушателей Академии (Д.А.Энтин, Н.Н.Еланский, С.С.Гирголав, С.А. Новотельнов и другие). Армейским хирургом был ученик В.А.Оппеля М.Н.Ахутин.

Для участия в советско-финляндской войне (1939 – 1940 гг.) из академии на фронт выехало 678 человек: 291 слушатель 5-го курса (весь выпускной курс), 72 человека постоянного состава, 10 слушателей-добровольцев 4-го курса в качестве фельдшеров лыжных батальонов, 176 врачей КУМСа, 128 гражданских служащих.

В годы Великой Отечественной войны из стен академии было выпущено 1800 военных врачей. На полях сражений отдали свои жизни 532 воспитанника академии и 236 питомцев Военно-морской медицинской академии. В первые же дни войны на фронт были направлены две трети профессоров и преподавателей. Они возглавили 70 % медицинских служб фронтов, 61 % медицинских служб армий и должностей главных специалистов. В 1941 г. по решению правительства ВМА была эвакуирована из блокадного Ленинграда в Самарканд. В 1944 г. она реэвакуируется обратно. Часть медицинского персонала остается в блокированном городе для работы в клиниках академии в интересах Ленинградского фронта. Всего за период блокады на территорию академии немецко-фашистскими войсками было сброшено более одной тысячи авиационных бомб и артиллерийских снарядов. В Самарканде состоялось три выпуска военных врачей — в звании военврач 3-го ранга (май 1942 г.) и капитан медицинской службы (июнь 1943 г. и апрель 1944 г.). Каждый десятый врач на фронте был воспитанником академии, а непосредственно па фронте удельный вес питомцев ВМА был значительно выше. В академии созданы новые факультеты: командно-медицинский, лечебно-профилактический и подготовки старших врачей полков. Увеличен удельный вес военных и военно-медицинских кафедр, на базе клинических кафедр организуется подготовка медицинских сестер. За годы войны академия сделала 5 выпусков старших врачей полков (1800 человек) и по 3 выпуска слушателей командно-медицинского и лечебно-профилактического (220 человек).

В тяжелейшие годы войны не прекращалась научно-исследовательская работа в академии. Так 89 научных трудов были посвящены этапному лечению больных и раненых. Кафедрой патологической анатомии во главе с И.Р. Петровым была проделана научная работа во фронтовых условиях по проблемам травматического шока и острой кровопотери, результатом которой было изобретение кровозамещающей жидкости. Были награждены профессор С.С. Гирголав за разработку оригинальных методов лечения обморожений, профессор В.Н. Шевкуненко – за «Атлас периферической нервной и венозной систем». За годы войны было защищено 115 диссертаций, в том числе 43 докторских, выполнено более 720 научно-исследовательских работ военной направленности. Отечественная хирургия обогатилась фундаментальными трудами М.Н. Ахутина, С.И. Банайтиса, А.Н. Беркутова, Н.Н. Еланского, Е.И. Смирнова, И.С. Колесникова, П.А. Куприянова, В.Н.Шамова и др. Их усилиями были решены многие вопросы лечения огнестрельных ран, травм, термических поражений, нейрохирургической помощи, сердечно-сосудистой хирургии, трансфузиологии.

Мировое признание получили труды В.Н. Шевкуненко – основателя нового учения о типовой и возрастной анатомии, патолога Н.Н. Аничкова и основателя нового научного направления об эволюционной физиологии академика Л.А. Орбели. За особые заслуги в реорганизации академии и руководстве ею в годы войны Л.А. Орбели был удостоен звания Героя социалистического труда.

Среди выпускников и сотрудников академии в годы войны 5 Героев Советского Союза: Е.А. Дыскин, В.А. Миронов, С.А. Богомолов, Ф.П. Ременной, Н.И. Родин; 9 организаторов медицинской службы награждены полководческими орденами за выдающиеся заслуги в организации медицинского обеспечения при проведении крупных войсковых операций. Усилиями военных медиков было возвращено в строй 72,3 % раненых и 90,6 % больных бойцов и командиров.

Военно-Медицинская академия с честью выдержала испытание военным лихолетьем и показала миру яркий образец мужества и профессионализма своих воспитанников и учителей. На фронте погиб каждый десятый выпускник ВМА.

В послевоенные годы в академии продолжается совершенствование научной, лечебной и учебной работы. Сотрудники академии внесли большой вклад в обобщение опыта работы медиков, что нашло свое отражение в 35-томном труде «Опыт советской медицины в Великой Отечественной войне». В 50-60-е годы получили мировое признание и были отмечены высокими государственными наградами труды выдающихся ученых академии: А.П. Виноградова – академика Академии наук СССР, дважды Героя Социалистического труда, внесшего огромный вклад в развитие комплекса наук о Земле, в освоение атомной энергии; П.А. Куприянова – известного хирурга, Героя Социалистического труда, лауреата Государственной премии, заслуженного деятеля науки; В.И. Воячека – основателя отечественной отоларингологии; Е.Н. Павловского – автора учения о природной очаговости заболеваний человека; Н.С. Молчанова – видного клинициста-терапевта, академика Академии медицинских наук, главного терапевта МО СССР; Н.П. Кравкова – основателя отечественной фармакологии; С.П. Федорова – хирурга широкого профиля, основателя Российского урологического общества, первым из врачей награжденного орденом Ленина (1933 г.) и многих других.

Деятельность академии и ее ученых были высоко оценены правительством и Министерством обороны. В 1954 году за заслуги в подготовке военно-медицинских кадров и развитие медицинской науки Указом Президиума Верховного Совета СССР академия была награждена орденом Ленина. В 1968 году в связи с пятидесятилетием Вооруженных Сил СССР академия удостоена ордена Красного Знамени.

Совершенствуется учебная работа в тесной связи с революцией в военном деле, оснащением всех видов Вооруженных Сил новыми видами боевой техники и оружия, создаются новые учебные планы и программы, характеризующиеся современным содержанием, более выраженной профильностью подготовки специалистов.

Велик вклад профессорско-преподавательского состава и воспитанников академии в организацию медицинского обеспечения войск 40-й армии во время войны в Афганистане, где в 1979-1989 гг. работал каждый пятый преподаватель, а всего 217 генералов и офицеров. В ходе борьбы с душманами погибли 35 офицеров-медиков. Огромным достижением военных медиков в этой войне было возвращение в строй 96,9 % раненых и 97,6 % больных. 136 воспитанников академии- участников афганской войны — награждены орденами и медалями

Выпускники академии принимали участие в военных конфликтах – арабо-израильских войнах 60-х гг., во Вьетнаме, в Корее, на Кубе, в Сербии, помогали в становлении и развитии военно-медицинских служб в ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки.

В первые дни после аварии на Чернобыльской АЭС клиники академии начали прием пострадавших. Особую роль сыграло участие 45 сотрудников академии в ликвидации последствий этой катастрофы. Среди героев этой страшной эпопеи был старший преподаватель кафедры военно-морской и радиационной гигиены, а впоследствии начальник кафедры военной эпидемиологии и военной гигиены Томского военно-медицинского института А.А. Салеев, за мужество и самоотверженность, проявленные при обследовании взорвавшегося блока станции, награжденный орденом «Красной Звезды». Еще 12 воспитанников академии были удостоены высоких государственных наград.

Активное участие принимали выпускники и профессорско-преподавательский состав академии при оказании помощи пострадавшим в результате катастроф в Арзамасе и Уфе, землетрясении в Армении, конфликтов в Приднестровье, Нагорном Карабахе, Абхазии и Северной Осетии. Сотни военных медиков достойно выполняли и выполняют свой священный долг в ходе борьбы с чеченскими боевиками.

Выпускник 1987 г. II-го факультета И.А. Милютин в августе 1999 г. при ликвидации бандформирования в Дагестане в критический момент возглавил руководство боем, увлек отделение стрелков в контратаку и уничтожил группу бандитов. Он неоднократно под обстрелом выносил на себе раненых бойцов и командиров. За самоотверженность и отвагу, проявленные при выполнении воинского долга И.А. Милютин удостоен звания Героя России.

Особой страницей истории академии является участие ее выпускников и профессорско-преподавательского состава в медицинском обеспечении подготовки космонавтов. Академик Л.А. Орбели сформулировал основные положения о влиянии стратосферных условий на человека и животных. За 40 лет освоения космического пространства академия направила в Центр подготовки космонавтов более 100 своих выпускников. И.А. Колосов стал первым ведущим врачом и начальником лаборатории летно-космической подготовки. Он был личным врачом первого космонавта Ю.А. Гагарина. Всеобщим уважением и любовью всего коллектива академии пользуется выпускник 1988 г. III факультета Олег Котов, который стал космонавтом № 100 и 7 апреля 2007 г. в составе международного экипажа совершил полет на корабле «Союз ТМА-10», стыковавшийся с МКС-15. За этот подвиг О.Котов удостоен звания Героя России. В январе 2009 г. он стал участником очередного полета в космос, в ходе которого совершил выход в открытый космос.

Архитектурный ансамбль академии имеет огромную историческую и культурную ценность. Из 112 капитальных зданий 25 имеют по решению ЮНЕСКО статус памятников архитектуры и находятся под охраной государства.

Строительство здания академии было начато в 1799 г. по проекту Антонио Порто (до 1803 г.) и закончено в 1809 г. под руководством А.Н. Воронихина. Стены главного зала украшены знаменитыми фресками итальянского художника Пьеро ди Анжели, им же выполнены художественное оформление купола и изображения богинь врачевания, фармации и науки в «парусах», окаймляющих купол.

На территории академии размещены памятники работы известных мастеров (А.И. Штакеншнейдера, Д.И. Иенсена, М.К. Аникушина и др.): «Военным медикам, павшим в войнах», «Курсантам и слушателям Сталинградского курса Военно-морской медицинской академии в ознаменование 30-летия Великой победы на Волге», знаменитым ученым-медикам Я.В. Виллие, Н.И. Пирогову и С.П. Боткину. Перед фасадом главного здания академии установлена бронзовая фигура богини здоровья Гигиеи. В клиниках и на кафедрах установлены бюсты И.М. Балинского, Е.И. Богдановского, Н.Н. Зинина, Н.И. Пирогова, М.М. Руднева, С.П. Федорова. На фасадах зданий клиник и кафедр укреплены 29 мраморных досок, посвященных знаменитым ученым, работавшим в академии и составляющих ее честь и славу. Имена профессоров, преподавателей, курсантов, слушателей и других сотрудников академии, не вернувшихся полей Великой Отечественной и других войн, увековечены на мемориальных досках в зале главного здания академии.

Подтверждением признания Академии как учреждения мирового значения стало присвоение звания Почетного члена Военно-Медицинской академии более 300 выдающимся ученым в области естествознания и медицины России и зарубежных стран, а также крупным государственным деятелям.

Военно-Медицинская академия стояла у истоков Академии медицинских наук, созданной в декабре 1944 г. Авторитет Военно-медицинской академии создали ее профессора, врачи и педагоги, многие из которых стали основателями знаменитых научных школ. Среди них Н.И. Пирогов, создавший школу военно-полевых хирургов, С.П. Боткин – основатель школы военно-полевых терапевтов, И.М. Сеченов и И.П. Павлов основали школу русских физиологов, И.М. Аринкин основал школу гематологии, Е.Н. Павловский – школу паразитологов и инфекционистов, Н.П. Симановский – школу отоларингологии, биофизики – В.В. Петров (первый российский электротехник), В.М. Бехтерев – неврологии и психоневрологии, К.М. Фигурнов – военных гинекологов, В.А. Хилько – нейрохирургии.

Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1998 года №1595 академия включена в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.